Требования к состоянию охраны труда и техники безопасности в образовательном учреждении
Введение
В Трудовом Кодексе Российской Федерации, который принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года в статье 209, дано определение охраны труда.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Трудовой Кодекс устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Трудовой Кодекс в качестве приоритета закрепляет сохранение жизни и здоровья работников и содействие общественному контролю за соблюдением их прав и законных интересов в области охраны труда. Для обеспечения этого требования в каждом учебном заведении в соответствии со ст. 12 должна быть создана служба охраны труда и разработано соответствующее Положение о ней.
Приказом руководителя учреждения назначается лицо, ответственное за охрану труда.
Кроме этого, в образовательном учреждении создается комиссия по охране труда, которая организует разработку раздела коллективного договора (соглашения) об охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма (детского и взрослого) и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок.
Общее руководство работой по обеспечению охраны труда и эффективного контроля за состоянием условий труда на рабочих местах возлагается на работодателя (директора).
В системе образования г. Москвы сложилась практика ежегодной проверки во всех учреждениях состояния охраны труда и безопасности жизнедеятельности. Окружными управлениями Московского комитета образования совместно с профсоюзом создаются и работают комиссии по приемке образовательных учреждений к новому учебному году.
Подготовка к новому учебному году определяется приказом руководителя образовательного учреждения, утверждающим мероприятия, согласованные с профсоюзным комитетом.
В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях", отраслевым тарифным Соглашением, заключенным между Министерством общего и профессионального образования и профсоюзом работников образования и науки РФ, Соглашением между Московским комитетом образования и профсоюзом работников образования и науки г. Москвы по защите трудовых и социально-экономических прав работников системы образования, руководитель образовательного учреждения заключает, коллективный договор с работниками своего учреждения.
Одним из разделов такого договора является Соглашение по охране труда на календарный год.
В это Соглашение включаются мероприятия, необходимые для приведения условий труда и обучения в соответствие с правилами и нормами по охране труда, санитарно- гигиеническими, противопожарными, экологическими и другими законодательными и нормативными актами по безопасности жизнедеятельности. Например:
- остекление окон (где единица измерения - кв. м.),
- испытание сопротивления изоляции электропроводки и заземляющих устройств (единица измерения электрооборудование, количественный показатель - штука),
- приведение освещенности к санитарно-гигиеническим нормам, замена перегоревших ламп в аудиториях (классах) и кабинетах (шт.); сдача в утилизацию перегоревших люминесцентных ламп (шт.);
-подготовка системы отопления к осенне-зимним условиям работы: замена труб (м/погонные), отопительных приборов (шт.), опрессовка системы отопления.
В Соглашение включаются и мероприятия по обеспечению коллективной и индивидуальной защиты (спецодежда, диэлектрические коврики и перчатки, огнетушители и т.п.); мероприятия по приведению в безопасное состояние пешеходных дорожек (запас песка), теневых навесов, вентиляционных систем в мастерских, кабинетах химии, пищеблоках и т.п.
Для приемки помещений, испытания оборудования и спортивного инвентаря на готовность к новому учебному году приказом по образовательному учреждению, согласованному с профсоюзным комитетом в сентябре-октябре назначаются постоянно действующие комиссии.
Определяется порядок организации и сроки проведения подготовки и приемки помещений к новому учебному году.
В комиссии обязательное участие принимают заведующие кабинетами, мастерскими или соответствующие преподаватели (учителя), представители профсоюзного комитета, методисты и другие специалисты. Комиссию возглавляет один из заместителей руководителя образовательного учреждения.
При приемке учебных помещений комиссиям следует уделять особое внимание креплению и устойчивости шкафов, антресолей, зеркал, светильников и т.п., защите остекления дверей; соблюдению правил электробезопасности.
При подготовке к новому учебному году следует проверить наличие всех необходимых инструкций по охране труда, их соответствие законодательству и иным нормативным актам.
Администрация должна проверять и вносить соответствующие коррективы в инструкции по охране труда не реже одного раза в три года. Если в течение указанного срока условия труда не изменились, то приказом по образовательному учреждению действие инструкции продлевается на следующий срок. Делается соответствующая запись на первой странице инструкции, ставятся дата, подписи руководителя и председателя профкома, печати учреждения и профорганизации.
При подготовке образовательного учреждения к новому учебному году следует поручить преподавателю (учителю), заведующему кабинетом представить аналитическую справку об условиях обучения в предметных кабинетах, мастерских, спортивных залах в соответствии с программными материалами, а также с программными требованиями к преподаванию предмета, оборудованию кабинета. Справка учитывается при составлении акта о готовности к учебному году.
В соответствии с требованиями Правил эксплуатации электроустановок (электрооборудования), Правил техники безопасности в кабинетах физики, электронно-вычислительной техники, спец. предметов электрического и радиоэлектронного профиля, технологии (труда) преподаватели (учителя) должны ежегодно проходить проверку знаний по электробезопасности с присвоением не ниже 2-й квалификационной группы.
Все работники образовательных учреждений, кроме выше названных, должны проходить 1 раз в год инструктаж по электробезопасности с присвоением 1 группы. Такой инструктаж может проводить специалист, имеющий третью группу по электробезопасности.
Все работники образовательного учреждения проходят не реже одного раза в полугодие инструктаж по охране труда на рабочем месте (с регистрацией в соответствующем журнале о пожарной безопасности).
Проверку необходимо начинать с изучения основных документов, приведенных во втором разделе.
Примерные формы актов приемки по некоторым помещениям приведены в приложениях.
Основные положения
1. При составлении документов по охране труда следует руководствоваться следующей нормативно-правовой документацией:
1.1. Трудовой Кодекс Российской Федерации - принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года.
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.1999г. № 279 «Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».
1.3. Типовое положение о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России (Утверждено приказом е инструктаж по охране труда на рабочем месте (с регистрацией в соответствующем журнале о пожарной безопасности).
Проверку необходимо начинать с изучения основных документов, приведенных во втором разделе.
Примерные формы актов приемки по некоторым помещениям приведены в приложения.
Основные положения
1. В работе комиссии по охране труда и технике безопасности следует руководствоваться следующей нормативно-правовой документацией:
1.1. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 21 декабря 2001 года.
1.1.1. Федеральный Закон Российской Федерации N 90-ФЗ от 30 июня 2006 года
1.2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.03.1999г. № 279 «Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».
1.3. Типовое положение о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России (Утверждено приказом Минобразования РФ от 11.03.1998г. № 662).
1.4. Гост 12.0.004-90 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения».
1.5. Типовое положение о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций (Утверждено постановлением Минтруда РФ от 12.10.1994г. № 65).
1.6. Положение о порядке обучения и проверки знаний руководителей и специалистов системы Министерства общего и профессионального образования РФ (Утверждено приказом Минобразования РФ от 22.04.1997г. № 779).
1.7. Положение об административно-общественном контроле по охране труда в учреждениях образования (Утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 01.07.1997 № 7).
1.8. Положение об организации обучения и проверки знаний правил по электробезопасности работников образовательных учреждений в системе Минобразования России (Утверждено приказом Минобразования РФ от 06.10.1998г. № 25-35).
1.9. Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда (Утверждено постановлением Минтруда РФ от 01.07.1993г. №129).
1.10. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14 августа 2001г. №2953 « Об утверждении отраслевого стандарта « Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001».
1.11.Приказ МКО от 03.07.1998г. № 347 «О службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования».
2. В образовательных учреждениях необходимо иметь следующие документы:
2.1. Устав образовательного учреждения.
(Наличие и правильность оформления раздела по охране труда).
2.2. Материалы по лицензированию образовательного учреждения. (Наличие заключения по охране труда).
2.3. Правила внутреннего трудового распорядка для работников образовательного учреждения. (Доведение работникам под роспись).
2.4. Должностные обязанности по охране труда работников образовательного учреждения с их личными подписями. (Доведение под роспись производится ежегодно).
2.5. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответе л венных лиц за организацию безопасной работы. (Издается ежегодно перед началом учебного года).
2.6. Протокол собрания трудового коллектива (профсоюзной организации) но выборам уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
2.7. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении представителей администрации в совместный комитет (комиссию) по охране труда.
2.8. Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении комиссии для проверки знаний по охране труда.
2.9. Протоколы проверки знаний по охране труда работников образовательного учреждения. (Оформляются один раз в 3 года, вновь принятых па работу - в течение месяца).
2.10. Удостоверения о проверке знаний по охране труда руководителя образовательного учреждения, его заместителей и членов комиссии по проверке знаний по охране труда.
2.11. План организационно-технических мероприятий по улучшению условий и охраны труда, здоровья работающих и учащихся. (Составляется на календарный год).
2.12. План мероприятий по противопожарной безопасности образовательного учреждения. (Составляется на календарный год).
2.13. Акт готовности образовательного учреждения к новому учебному году. (Оформляется ежегодно перед началом учебного года).
2.14. Акты-разрешения на проведение занятий в учебных мастерских и в спортивных залах. (Оформляются ежегодно перед началом учебного года).
2.15. Акты-разрешения на проведение занятий в кабинетах физики, химии, биологии, информатики, ОБЖ. (Оформляются для вновь организованных и реконструированных).
2.16. Акты-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских и лабораториях. (Оформляются ежегодно и после ремонта).
2.17. Протоколы проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования. (Оформляются ежегодно).
2.18. Перечень видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок. (Утверждается руководителем образовательного учреждения).
2.19. Акт гидравлического испытания (опрессовки) отопительной системы. (Оформляется ежегодно перед началом отопительного сезона).
2.20. Соглашение администрации и профсоюзного комитета образовательного учреждения по охране труда. (Заключается на календарный год).
2.21. Акты проверки выполнения соглашения по охране труда. (Оформляются 2 раза в год).
2.22. Перечень инструкций по охране труда. (Утверждается руководителем образовательного учреждения).
2.23. Инструкции по охране труда для всех профессий и рабочих мест.
(Пересматриваются один раз в 3 года).
2.24. Протокол заседания профсоюзного комитета по утверждению инструкций по охране труда.
2.25. Журнал учета инструкций по охране труда.
2.26. Журнал учета выдачи инструкций по охране труда.
2.27. Программа вводного инструктажа по охране труда. (Утверждается руководителем образовательного учреждения).
2.28. Программа первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте. (Утверждается руководителем или заместителем руководителя образовательного учреждения).
2.29. Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда. (Оформляется при приеме на работу).
2.30. Журнал регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте. (Оформляется при приеме на работу и на всех работников не реже одного раза в б месяцев).
2.31. Журнал проверки знаний по технике безопасности у персонала с группой электробезопасности 1.
2.32. Журнал инструктажа учащихся по технике безопасности при организации общественно полезного, производительного труда и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий.
2.33. Наличие записей в классных журналах о проведении инструктажей учащихся по охране труда при проведении занятий по химии, физике, биологии, трудовому и профессиональному обучению, информатике, физическому воспитанию, ОБЖ, соответствующим спец.предметам.
2.34. Журнал административно-общественного контроля.
2.35. Приказы руководителя о состоянии охраны труда в образовательном учреждении. (Издаются один раз в б месяцев).
2.36. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве.
2.37. Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися.
3. Состояние пожарной безопасности
3.1. Наличие приказа руководителя о противопожарном режиме в образовательном учреждении.
(Приказ издается ежегодно, в котором определяются: места и допустимое количество хранения лаков, красок, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей; порядок уборки помещений, горючих отходов и пыли; порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; действия при обнаружении пожара; порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, а также назначены ответственные за их проведение; ответственные за пожарную безопасность зданий и отдельных помещений).
3.2. Наличие инструкции по пожарной безопасности. (В инструкции отражается: порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей; мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении учебно-воспитательного процесса, массовых мероприятий, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ; порядок и нормы хранения пожароопасных веществ и материалов: порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов; порядок действий при пожаре и обеспечения безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки по эвакуации людей из здания при пожаре).
3.3. Журнал учета первичных средств пожаротушения.
3.4. Наличие планов эвакуации.
(План эвакуации оформляется на каждый этаж здания, утверждается руководителем образовательного учреждения, подписывается лицом, ответственным за пожарную безопасность и должен содержать текстовую часть и схему этажа, на которой наносятся пути и направления эвакуации, места расположения первичных средств пожаротушения и средств связи. План вывешивается на видном месте и должен своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий).
3.5. Наличие противопожарного уголка.
(В уголке должны быть вывешены плакаты по мерам пожарной безопасности, инструкция по пожарной безопасности, список добровольной пожарной дружины с их обязанностями при пожаре).
3.6. Наличие и укомплектованность внутренних пожарных кранов. (Внутренние пожарные краны должны быть укомплектованы рукавами с присоединенными к ним стволами, помещены в настенные шкафы, которые пломбируются. В местах соединения пожарного рукава с краном и со стволом должны быть резиновые уплотнительные прокладки. На дверце шкафа должен, быть нанесен буквенный индекс с порядковым номером и номер телефона ближайшей пожарной части).
3.7. Своевременность технического обслуживания и проверки работоспособности внутренних пожарных кранов.
(Внутренние пожарные краны не реже двух раз в год (весной и осенью) должны подвергаться техническому обслуживанию и проверяться на работоспособность путем пуска воды, для чего выбирают два наиболее удаленных, выше всех расположенных пожарных крана, раскатывают пожарные рукава полностью открывают вентили. Длина компактной струи должна быть не менее 17 м. После этого пожарные рукава просушивают и перекатывают на новую складку. Остальные пожарные рукава должны перекатываться на новую складку также не реже двух раз в год. О результатах технического обслуживания и проверке работоспособности составляется акт
3.8. Наличие указателей пожарных гидрантов. (У пожарных гидрантов и на стене здания должны быть установлены соответствующие указатели, на которых четко наносятся цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, проверяться не реже двух раз в год на водоотдачу с составлением акта, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда).
3.9. Наличие огнетушителей и своевременность их проверки и перезарядки.
(Здания и помещения образовательного учреждения должны быть обеспечены огнетушителями в соответствии с нормами. Химические пенные огнетушители должны перезаряжаться ежегодно. Углекислотные огнетушители должны проверяться не реже одного раза в 2 года путем взвешивания (допустимая утечка углекислого газа не должна превышать 80 гр. в течение года). Баллон углекислотного огнетушителя должен подвергаться гидравлическим испытаниям один раз в 5 пет. Порошковые огнетушители должны проходить освидетельствование на зарядных станциях один раз в 2 года. На корпусе огнетушителей наносится порядковый номер белой краской, а также должны быть таблички с указанием даты их проверки или перезарядки, веса заряда и росписи ответственного лица. Все первичные средства пожаротушения должны быть зарегистрированы в журнале учета первичных средств пожаротушения).
3.10. Наличие и техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации.
(Автоматическая пожарная сигнализация устанавливается в кабинетах и лаборантских химии, физики, биологии, учебных мастерских, кабинетах обслуживающих видов труда, кабинетах ОБЖ, радиоузлах, технических средств обучения, инвентарных для хранения технических средств и аппаратуры, раздевальных, снарядных при спортивных залах, комнатах инструктора и хранения мелкого спортивного инвентаря, актовых залах, киноаппаратных, обеденных залах, помещениях для групп продленного дня с инвентарной, библиотеках, канцеляриях, учительских, комнатах технического персонала с хозяйственной кладовой, кладовых сухих продуктов, бельевых, гладильных. Автоматическая пожарная сигнализация должна постоянно находиться во включенном состоянии и ежегодно проверяться на работоспособность с составлением акта).
3.11. Состояние эвакуационных проходов, выходов, коридоров, тамбуров и лестниц.
(Эвакуационные проходы, выходы, коридоры, тамбуры и лестницы не должны загромождаться каким-либо оборудованием и предметами. Выходные двери лестничных клеток должны иметь уплотнения в притворах и оборудованы устройствами самозакрывания. Все эвакуационные
выходы должны быть оборудованы легкооткрывающимися запорами и не забиваться гвоздями. В коридорах, вестибюлях, холлах, на лестничных клетках эвакуационных выходов должны быть предписывающие и указательные знаки безопасности).
3.12. Состояние чердачных помещений. (Двери или люки чердачных помещений должны быть постоянно закрыты на замок. На дверях или люках чердачных помещений должны быть надписи, определяющие место хранения ключей. Слуховые окна чердачных помещений должны быть остеклены и находиться в закрытом состоянии. В чердачных помещениях не должна производиться сушка белья и устраиваться склады. Обработка деревянных конструкций чердачных помещений огнезащитным составом должна производиться не реже одного раза в 3 года с составлением акта. Проверка состояния огнезащитной обработки должна проводиться один раз в 6 месяцев с составлением акта).
3.13. Хранение красок, лаков, растворителей и других легковоспламеняющихся жидкостей.
(Краски, лаки, растворители и другие легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться в отдельных зданиях, складах).
3.14. Содержание территории образовательного учреждения. (Территория должна своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т. п. Сжигание мусора на территории запрещается, он должен собираться и вывозиться).
4. Состояние электробезопасности
4.1. Наличие приказа руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за электрохозяйство.
4.2. Организация обучения и проверки знаний по электробезопасности.
(Обучение ответственного за электрохозяйство образовательного учреждения должно проводиться в учебном центре с присвоением IV группы электробезопасности. Лица неэлектротехнического персонала, выполняющие работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, проходят инструктаж и проверку знаний с присвоением 1 группы электробезопасности один раз в год о записью в журнале проверки знаний по технике безопасности установленной формы).
4.3. Наличие перечня видов работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации электроустановок. (Перечень утверждается руководителем образовательного учреждения).
4.4. Наличие протоколов проверки сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования.
(Проверка сопротивления изоляции осветительной электросети в сухих помещениях с неэлектропроводными полами должна проводиться не реже одного раза в 6 лет. В остальных помещениях сопротивление изоляции электросети и заземление оборудования должно проводиться ежегодно с составлением протоколов. Недостатки, обнаруженные при проверке сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования устраняются электротехническим персоналом с составлением акта или протокола).
4.5. Состояние электрощитовых комнат. (Входная дверь в электрощитовую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обоих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне входной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение». В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната должна быть оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток).
4.6. Состояние электрических щитов.
(Все электрические щиты должны постоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверец электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины, некалиброванных плавких вставок).
4.7. Состояние электросети.
(Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Коммутационные коробки должны быть закрыты крышками. Корпуса и крышки электровыключателей и электророзеток не должны иметь сколов и трещин, а также оголенных контактов и проводов. Все электророзетки и отключающие устройства должны быть промаркированы по номинальному напряжению).
4.8. Убедиться в отсутствии нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения, над горючими кровлями, навесами и открытыми складами горючих материалов.
5. Состояние охраны труда на территории образовательного учреждения
5.1. Состояние ограждения земельного участка образовательного учреждения. (Земельный участок должен иметь ограждение высотой не менее 1,5 м. для школ и профучилищ).
5.2. Наличие освещения территории образовательного учреждения. (На территории должны быть освещены пешеходные дорожки, входные двери, игровые и спортивные площадки с подводкой электропитания к столбам подземным кабелем. Дверцы коммутационных люков на бетонных столбах должны быть постоянно закрыты).
5.3. Озеленение территории образовательного учреждения. (Площадь озеленения земельного участка должна быть не менее 50% территории участка. На территории не должно быть деревьев - сухостоя, деревьев и кустарников с ядовитыми плодами, а также колючих кустарников. Деревья должны быть посажены не ближе 15 м, а кустарники не ближе 5 м. от здания).
5.4. Содержание территории образовательного учреждения. (Подходы к зданию не менее чем за 100м., въезды и входы на участок, проезды и дорожки должны иметь твердое покрытие. В зимнее время игровые площадки, дорожки, ступени лестниц должны ежедневно очищаться от снега и льда, а также посыпаться песком. Мусор должен систематически вывозиться с территории учреждения, сжигать его на территории запрещается. Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных зон, располагаться вблизи пищеблока, иметь твердое покрытие и отдельный въезд с улицы. Мусоросборники должны закрываться крышками и размещаться под навесом не ближе 25 м. от здания. Все колодцы на территории должны быть закрыты крышками, а ямы должны иметь ограждение).
5.5. Состояние оборудования игровых и спортивных площадок. (Оборудование игровых и спортивных площадок должно быть исправно, наделено установлено и прочно закреплено).
5.6. Отсутствие в зимнее время на карнизах крыш и водостоках сосулек, нависающего льда и снега.
6. Состояние охраны труда в учебных мастерских
6.1. Наличие инструкций по охране труда на рабочих местах. (Инструкциями по охране труда должны быть обеспечены все
рабочие места. Инструкции утверждаются руководителем образовательного учреждения и на заседании профсоюзного комитета и пересматриваются не реже одного раза в 3 года).
6.2. Наличие журнала регистрации инструктажа учащихся по16
охране труда.
6.3. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами, которые заносятся в опись, находящейся в аптечке. Рядом с медаптечкой должен быть написан адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения, а также должна быть инструкция по оказанию первой помощи при травмах).
6.4. Наличие санитарных носилок.
6.5. Размещение оборудования в учебных мастерских. (Станочное оборудование должно устанавливаться у окон учебной мастерской на расстоянии 40-50 см. от стены. Батареи и трубы отопления должны быть закрыты диэлектрическим ограждением. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см., а между рядами - не менее 100 см. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см. Тиски на верстаках должны быть установлены на расстоянии не менее 100 см. между их осями. Крайние тиски должны отстоять от стены не менее чем на 70 см. Расстояние между столярными верстаками должно быть не менее 65 см., а между рядами - не менее 70 см. Циркульная пила и фуговальный станок должны устанавливаться во вспомогательном помещении так, чтобы вокруг них оставалось достаточно свободного места, не менее чем по 2,0м. для передвижения обрабатываемого материала. При установке циркульной пилы и фуговального станка в помещении учебной мастерской они должны быть оборудованы закрывающимся на замок кожухом).
6.6. Наличие защитных сеток для рубки металла. (При рубке металла слесарные верстаки должны быть оборудованы защитными сетками, высота которых должна быть не менее 1,0 м. от поверхности верстака с ячейками не более 3 мм.).
6.7. Соблюдение нормы освещенности в учебной мастерской. (Наименьшая освещенность должна быть при люминесцентных лампах - 300 як. (20 вт/кв.), при лампах накаливания - 150 лк. (48 вт/кв. м.).
6.8. Наличие и исправность общего отключающего устройства электроснабжения мастерской с рабочего места учителя (мастера).
6.9. Наличие и исправность вентиляционных устройств. (Учебная мастерская должна быть оборудована приточно-вытяжной вентиляцией. Кроме общей приточно-вытяжной вентиляции рабочие места с выделением пыли должны быть оборудованы местными отсосами. Вентиляционные установки должны подвергаться планово-предупредительному ремонту, периодическому техническому и санитарно-гигиеническому испытанию, результаты которых заносятся в специальный .журнал. Независимо от наличия вентиляционных установок в оконных проемах должны быть открывающиеся фрамуги для проветривания).
6.10. Выполнение требований производственной санитарии. (Площадь рабочего места на одного учащегося для обучения токарей должна быть б кв. м., фрезеровщиков - 9-12 кв. м., слесарей, ремонтников, сборщиков и других - 4 кв. м. Полы в учебной мастерской должны быть теплыми, гладкими, но не скользкими и не пылящими. Полы после каждого учебного занятия должны убираться влажным или другим способом, не допускающим пыления. Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже 2-х раз в год, арматура и лампы светильников - не реже 2-х раз в месяц. Привлекать учащихся к этим работам запрещается. Вентиляция должна обеспечивать воздухообмен 20 куб. м. в час на одного человека. Температура воздуха должна быть 15-17° С. В учебной мастерской должны быть умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками и полотенцами или заменяющими их устройствами. Мастерская должна быть обеспечена доброкачественной питьевой водой с температурой от+8до +20°С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанчиками, вода в которых должна меняться ежедневно).
6.11. Состояние станков.
(Кабель подключения станков должен быть проложен в трубе или в гибком металлическом рукаве. Каждый станок должен быть заземлен отдельным медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв.мм. к общему заземляющему контуру здания. Последовательное заземление станков запрещается. Движущиеся и вращающиеся детали станков, приводные ремни должны иметь ограждение. Токарные и фрезерные станки должны быть оборудованы щитками-экранами из оргстекла для защиты глаз от ранения и засорения стружкой. Защитные экраны заточных станков должны быть оборудованы микровыключателями. Места, подлежащие ограждению, должны быть окрашены в красный цвет, резко выделяющийся при снятом ограждении, а ограждающие устройства должны иметь желтую полосу. Движущиеся части станков также должны быть окрашены в желтый цвет. Токарные станки должны быть укомплектованы крючками, оборудованными щитками, и щетками-сметками для удаления стружки. На полу около станков должны быть деревянные решетки с диэлектрическими резиновыми ковриками).
6.12. Состояние инструмента.
(Губки тисков должны быть целые и иметь несработанную насечку. Молотки и кувалды должны иметь выпуклую, гладкую, не сбитую, без заусениц, выбоин и трещин поверхность бойка. Ручки молотков и кувалд должны быть из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза), иметь овальное сечение, быть гладкими, без трещин, заусениц и сучков. Ручки молотков и кувалд должны быть расклинены металлическими или деревянными клиньями. На хвостовики напильников, стамесок, долот должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами. Ножовки и пилы должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Рубанки, фуганки, шерхебели должны иметь гладкую, ровно зачищенную колодка, задний конец которой в верхней части должен быть закруглен. Резцы строгального инструмента должны быть правильно заточены и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин, заусениц. Сверла должны быть правильно и хорошо заточены).
6.13. Наличие металлического ящика с крышкой для промасленной ветоши.
6.14. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения. (В учебной мастерской должны быть химический пенный и углекислотный огнетушители, а также ящик с песком, окрашенный в красный цвет и укомплектованный совком).
6.15. Наличие и состояние средств индивидуальной зашиты. (Учащимся, (мастерам) трудового и профессионального обучения выдаются бесплатно халат хлопчатобумажный, берет, рукавицы комбинированные и защитные очки).
6.16. Наличие акта-разрешения на проведение занятий и акта-разрешения на ввод в эксплуатацию оборудования в учебных мастерских.
7. Состояние охраны труда в учебных мастерских (кабинетах) обслуживающих видов труда
7.1. Наличие инструкций по охране труда.
(В учебной мастерской (кабинете) должны быть инструкции по охране труда при работе с тканью, при кулинарных работах, при работе с электронагревательными приборами, которые не реже одного раза в 3 года пересматриваются и утверждаются руководителем образовательного учреждения и на заседании профсоюзного комитета).
7.2. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в учебной мастерской (кабинете) обслуживающего труда.
7.3. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда.
(Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы).
7.4. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована необходимыми для оказания первой помощи медицинскими, перевязочными материалами и противоожоговыми средствами, которые заносятся в опись, находящейся в медаптечке. Рядом с медаптечкой должен быть написан адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения, а также должна быть инструкция по оказанию первой помощи при травмах).
7.5. Соблюдение нормы освещенности в мастерской (кабинете). (Наименьшая освещенность должна быть: для мастерских (кабинетов) кулинарии и других - при люминесцентных лампах - 300 лк, (20 Вт/кв. м.), при лампах накаливания - 150 лк. (48 Вт/кв. м.) для швейных мастерских (кабинетов) - при люминесцентных лампах - 400 лк. (25 Вт/кв. м.), при лампах накаливания - 200 лк. (64 Вт/кв. м.).
7.6. Наличие и состояние инструмента индивидуального пользования.
(Инструмент индивидуального пользования выдается учащимся в укладках, в которых должна быть опись. Не допускается использование ржавых иголок и булавок. Ножницы должны быть исправны и хорошо заточены. Для защиты пальцев рук от уколов в укладках должны быть наперстки).
7.7. Состояние электроприборов.
(Корпуса электрических плит и электрических швейных машин должны быть заземлены медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв. мм, к общему заземляющему контуру здания. Последовательное заземление запрещается. Электроутюги должны иметь электрические шнуры без нарушения изоляции с вилками, не имеющими трещин и сколов. Под электронагревательными приборами должны быть термостойкие подставки).
7.8. Наличие и состояние диэлектрических резиновых ковриков. (Диэлектрические резиновые коврики должны быть на полу около электроплит, электрических швейных машин и около места для глажения электроутюгом. Коврики должны быть целыми без разрывов и проколов).
7.9. Наличие и исправность местной вытяжной вентиляции над электрическими или газовыми плитами.
7.10. Наличие и состояние кухонной и столовой посуды, инструмента и инвентаря.
(Столы для разделки мясной, рыбной продукции и овощей должны иметь гигиеническое покрытие. Кухонная посуда для приготовления пищи должна быть эмалированной, которая не должна иметь сколов эмали. Не рекомендуется использовать посуду из алюминия и его сплавов и запрещается использовать пластмассовую посуду. Столовая и чайная посуда должна быть без трещин и сколов. Разделочные ножи должны быть исправны, хорошо заточены, иметь удобные и прочно насаженные рукоятки. Для работы с мясорубкой должны быть деревянные толкатели. Кухонная посуда, разделочные доски и ножи должны быть промаркированы).
7.11. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. (Температура воздуха в мастерской (кабинете) должна быть 18-20С, влажность воздуха - 40-60%. Полы должны быть теплыми, ровными, но нескользкими. Для мытья посуды, овощей и других продуктов должны быть раздельные раковины, ванны с подводкой горячей и холодной воды. Для сбора пищевых отходов должны быть бачки (урны) с крышками, содержимое которых ежедневно должно выноситься в мусоросборники. После каждого занятия мастерская (кабинет) убирается влажным способом, разделочные столы промываются горячей водой. Для проветривания мастерской (кабинета) должны быть открывающиеся фрамуги).
7.12. Наличие и исправность первичных средств пожаротушения. (Мастерская (кабинет) комплектуется одним огнетушителем).
7.13. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты. (Для учащихся и преподавателя (мастера) трудового и профессионального обучения выдаются бесплатно халат хлопчатобумажный и косынка).
8. Состояние охраны труда в кабинете химии
8.1. Наличие инструкций по охране труда.
(В кабинете должны быть инструкции по охране труда при работе в кабинете химии, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных опытов и практических занятий, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 3 года).
8.2. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете химии.
8.3.Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа по охране труда.
(Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий).
8.4. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована в соответствии с Приложением 5 Правил по технике безопасности для кабинетов химии, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также номер телефона ближайшего лечебного учреждения).
8.5. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете. (Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4,5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа - 15%, 5 группа - 75°/о, б группа - 10%йц. Столы должны иметь покрытие, устойчивое к слабым растворам кислот и щелочей, и наделено прикрепляться к полу. Ученические столы и стулья должны иметь цветовую маркировку: группы 4 - красную, группы 5 - зеленую, группы б - голубую. На нижних поверхностях крышек столов и сидений стульев наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста учащихся (в знаменателе). Расстояние между передним рядом лабораторных столов и демонстрационным столом должно быть не менее 80 см.).
8.6. Соблюдение нормы освещенности в кабинете. (Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах - 300 лк. (20 Вт/кв, м.), при лампах накаливания- 150лк. (48 Вт/кв, м.).
8.7. Организация хранения химреактивов. (Реактивы 7-й группы хранятся отдельно в сейфе, ключи от которого должны быть у руководителя образовательного учреждения и заведующего кабинетом. На внутренней стороне дверцы сейфа должна быть утвержденная приказом руководителя образовательного учреждения опись химреактивов с указанием разрешенных для хранения максимальных масс и объемов. Реактивы 2-й и 5-й групп хранятся в лаборантской в шкафу под замком. Реактивы 6-й группы хранятся в лаборантской в шкафу под замком отдельно от реактивов 4-й и 5-й групп. Реактивы 8-й группы разрешается размещать рядом с реактивами 2-й, 5-й и 6-й групп. Во всех шкафах должна быть опись реактивов. На таре с реактивами должны быть этикетки с названием реактивов и его химической формулой. При наличии у реактива огнеопасных, ядовитых и взрывоопасных свойств на таре должна быть дополнительная (ниже основной) этикетка с надписью: «Огнеопасно» (красная), «Яд» (желтая), «Взрывоопасно» (голубая), «Беречь от воды» (зеленая). На этикетках реактивов проставляется арабской цифрой номер группы хранения вещества. Запрещено использовать следующие реактивы: калий металлический, калия хлорат, кислота бромоводородная, кислота йодоводородная, кислота плавиковая, натрия пероксид, нитробензол, оксид ртути, сульфат ртути, свинца нитрат, стронция нитрат).
8.8. Организация хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
(Сосуды с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (реактивы 4-й группы) должны размещаться в переносном металлическом ящике с верхним расположением крышки, в которой должно быть б отверстий диаметром 10 мм. Ящик должен иметь сбоку металлические ручки, окрашивается светлой краской и на крышке наносится знак безопасности «Огнеопасно». На дно ящика насыпается песок слоем не менее 5 см. или укладывается листовой асбест слоем 1 см.).
8.9. Наличие и исправность вытяжного шкафа. (Шкаф должен быть оборудован эффективной вытяжной вентиляцией и внутри облицован легко моющимся химически стойким покрытием. Рабочая поверхность шкафа должна иметь бортик для предотвращения растекания случайно разлитого раствора кислоты или щелочи).
8.10. Оборудование одного из водопроводных кранов съемным шлангом с насадкой для смыва с кожи едких химических веществ, другого крана - резиновой трубкой с насадкой для промывания глаз.
8.11. Наличие закрывающегося стеклянного сосуда вместимостью не менее 3 л. для сбора отработанных растворов. 8.12. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения. (В кабинете должно быть два огнетушителя, закрывающийся крышкой ящик с песком вместимостью 50 куб. дм., укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг. песка, две накидки из огнезащитной ткани размером 1,2x1,8м. и 0,5x0,5 м.).
8.13. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты. (Преподаватель и лаборант должны быть обеспечены халатом хлопчатобумажным, фартуком из химически стойкого материала, полностью закрытыми защитными очками и резиновыми перчатками).
9. Состояние охраны труда в кабинете физики
9.1. Наличие инструкций по охране труда.
(В кабинете должны быть инструкции по охране труда при работе в кабинете физики, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 3 года).
9.2. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа по охране труда.
(Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий).
9.3. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована в соответствии с Приложением 5 Правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения).
9.4. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете. (Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4,5 и 6 ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа - 30%, 5 группа - 60%, б группа - 10%. Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам. Демонстрационный стол должен быть установлен на подиуме высотой 10-20 см. на расстоянии не менее 1 м. от классной доски. Расстояние между передним краем подиума и передними ученическими столами должно быть не менее 80 см. Расстояние от наружной и внутренней стен до столов учащихся должно быть не менее 0,5м.).
9.5. Оборудование радиаторов и трубопроводов отопительной системы диэлектрическим (деревянным) ограждением.
9.6. Величина напряжения, подаваемого на рабочие столы учащихся.
(Подаваемое напряжение должно быть не более 42 В переменного и не более ПО В постоянного тока).
9.7. Соблюдение нормы освещенности в кабинете. (Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах-ЗООлк. (20Вт 1кв.м.), при лампа накаливания-150лк. (48 Вт/кв.м.).
9.8. Состояние щитов электроснабжения.
(Корпуса электрощитов должны быть заземлены медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв. мм. Электроизмерительные приборы, органы у правления должны быть целы и исправны).
9.9. Отсутствие приборов и оборудования, запрещенных к использованию.
(В кабинете запрещается применять: металлическую ртуть и приборы с содержанием ртути, генераторы УВЧ на октальных лампах, индукционные катушки ИВ-50, ИВ-100, приборы для демонстрации электроискровой обработки металлов, выпрямители алюминиевые, катушки Томсона, эвдиометры ЭВД, фотореле на фотосопротивлениях, парообразователи металлические, приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов, электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42 В).
9.10. Обработка штор затемнения в кабинете огнезащитным составом.
9.11. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения. (В кабинете должен быть химический пенный и углекислотный или порошковый огнетушители, ящик с песком, укомплектованной совком, плотная мешковина, пропитанная огнезащитным составом).
9.12. Наличие и состояние средств индивидуальной защиты. (В кабинете должно быть: диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в б месяцев: инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год; указатель напряжения, который испытывается один раз в год; диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру).
9.13. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете физики.
10. Состояние охраны труда в кабинете биологии
10.1. Наличие инструкций по охране труда. (В кабинете должны быть инструкции по охране труда при работе в кабинете биологии, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных и практических работ, при работе на учебно-опытном участке, при проведении экскурсий по биологии). 10.2. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете биологии.
10.3. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда.
(Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий).
10.4. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована в соответствии с Приложением 5 Правил по технике безопасности при изучении биологии, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а таксисе адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения).
10.5. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете. (Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4,5 и б ростовых групп в следующем соотношении: 4 группа - 30%, 5 группа - 60%, б группа - 10%). Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам. Расстояние между передними столами учащихся и демонстрационным столом должно составлять не менее 80 см., удаленность последнего места учащихся от классной доски - не более 10м.).
10.6. Соблюдение нормы освещенности в кабинете. (Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах - 300 лк. (20 Вт/кв.м.), при лампах накаливания - 150 лк. (48 Вт/кв.м.).
10.7. Отсутствие в кабинете растений, содержащих ядовитые вещества (олеандр, молочай и пр.), а также колючих растений.
10.8. Организация хранения стеклянной посуды, колющего и режущего инструмента. (Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты должны храниться в запертых на замки с глухими дверными створками без стекол шкафах).
10.9. Наличие и состояние первичных средств пожаротушения. (В кабинете должен быть огнетушитель, ящик с песком, укомплектованный совком).
11. Состояние охраны труда в кабинете информатики
11.1. Наличие инструкции по охране труда.
11.2. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в кабинете информатики.
11.3. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда. (Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий).
11.4. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована необходимыми для оказания первой помощи медикаментами и перевязочными средствами, которые заносятся в опись. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения).
11.5. Соблюдение нормы освещенности в кабинете. (Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах 400 лк. (25 Вт/кв.м.), при лампах накаливания - 200 лк. (64 Вт/кв.м.)
11.6. Наличие эффективной приточно-вытяжной вентиляции кабинета или кондиционеров воздуха типа БК-1500, БК-2500, БК-2000Р и др. (не менее трех на кабинет).
11.7. Расположение и состояние видеомониторов. (Видеомониторы на рабочих местах должны располагаться так, чтобы солнечные лучи и блики от окон не попадали в поле зрения учащихся и на экраны видеомониторов, а также на экранах не должны отражаться светильники. Рабочие места с видеомониторами по отношению к окнам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева. Расстояние в направлении тыла между видеомониторами должно быть не менее 2,0м., а между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2м. Площадь на одно рабочее место должна быть не менее 6,0кв.м., а объем - не менее 24 куб.м. Видеомониторы должны быть оснащены защитными экранами. Изображение на экранах видеомониторов должно быть ясным и предельно четким в пределах оптимального диапазона).
11.8. Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете. (Температура воздуха в кабинете должна быть в пределах 19-2ГС, относительная влажность воздуха в пределах 62-55%. Для повышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой. В кабинете перед началом занятий и после каждого академического часа следует осуществлять сквозное проветривание. В кабинете ежедневно должна проводиться влажная уборка, экраны видеомониторов протираться от пыли. Чистка стекол оконных рам светильников должна проводиться не реже двух раз в год. Поверхность пола в кабинете должна быть ровной, без выбоин, нескользкой и удобной для очистки, обладающей антистатическими свойствами. Стены кабинета должны быть окрашены холодными тонами красок: светло-голубым, светло-зеленым, светло-серым цветами. Не допускается использование блестящих поверхностей в отделке интерьера кабинета. Запрещается для отделки внутреннего интерьера применять полимерные материалы (древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синтетические ковровые покрытия и др.), выделяющие в воздух вредные химические вещества. На окнах должны быть шторы под цвет стен, не пропускающие естественный свет и полностью закрывающие оконные проемы. Не допускаются шторы черного цвета. Вся информация на стенах должна быть закрыта пленкой. В кабинете не допускается меловая доска).
11.9. Режим учебных занятий с учащимися. (Длительность работы за видеомониторами не должна превышать: для учащихся 8-9 классов - 25 мин, для учащихся 10-11 классов на первом уроке - 30 мин,, на втором уроке - 20 мин. Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 мин., во время которого проводится комплекс упражнений для глаз и физические упражнения для профилактики общего утомления).
11.10. Оборудование рабочих мест учащихся. (Ширина рабочего стола должна быть не менее 75 см., глубина - не менее 55 см. Одноместный рабочий стол должен иметь две поверхности: одна горизонтальная для установки видеомонитора и вторая с углом наклона 12-15° для установки клавиатуры. Для освещения рабочих мест должны использоваться преимущественно лампы типа ЛБ).
11.11 .Наличие и состояние первичных средств пожаротушения. (В кабинете должно быть два углекислотных огнетушителя).
12. Состояние охраны труда в спортивном зале
12.1. Наличие инструкций по охране труда. (В спортивном зале должны быть инструкции по охране труда при занятиях гимнастикой, при занятиях легкой атлетикой, при проведении занятий по лыжам, при проведении занятия по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 3 года). 12.2. Наличие акта-разрешения на проведение занятий в спортивном зале.
12.3. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа учащихся по охране труда.
(Журнал оформляется при занятиях учащихся в спортивных секциях и кружках).
12.4 Наличие и укомплектованность медаптечки.
(Медаптечка должна быть укомплектована в соответствии с разделом IV Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения).
12.5. Наличие записей в специальном журнале о результатах испытаний спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств.
(Испытание спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных устройств и запись их результатов в специальном журнале производится перед началом нового учебного года).
12.6. Соблюдение нормы освещенности в спортивном зале. (Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных
лампах - 200 лк. (13 Вт/кв.м.), при лампах накаливания - 100 лк. (32Вт/кв.м.).
12.7. Наличие защитного ограждения окон и светильников от ударов мячом.
12.8. Наличие ограждения батарей и трубопроводов отопительной системы сеткой или деревянными щитами, а также ограждения выступающих частей конструкций по периметру зала панелями на высоту не менее 1,8м.
12.9. Наличие плана эвакуации из спортивного зала в случае возникновения пожара, двух огнетушителей и оборудование запасного выхода из зала легко открывающимся запором.
12.10. Состояние спортивных снарядов и оборудования. (В узлах и сочленениях спортивных снарядов не должно быть люфтов, качаний, прогибов. Жерди брусьев не должны иметь трещин и сколов. Гриф перекладины должен быть зачищен и не иметь ржавчины. Обшивка коня, козла и гимнастических матов не должна быть порвана. Наполнительный материал матов должен быть равномерно распределен по всей поверхности).
12.11. Состояние полов в спортивном зале.
(Пол спортивного зала должен быть упругим, без щелей и застругов, иметь ровную, горизонтальную и нескользкую поверхность, окрашенную эмульсионной или силикатной краской).
12.12. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. (Температура воздуха в спортивном зале должна быть 15-17° С, в
раздевальных - 19-23° С, в душевых - 25° С. Влажная уборка спортивного зала должна проводиться не менее двух раз в день, выколачивание матов на открытом воздухе не реже одного раза в неделю. Спортивный зал перед началом занятий, после каждого урока и в конце рабочего дня должен тщательно проветриваться).
12.13. Санитарное состояние раздевальных, туалетных и душевых помещений. Оборудование раздевальных крючками (шкафами) и скамейками для раздевания, душевых - индивидуальными смесителями холодной и горячей воды, решетками для мытья.
13. Состояние охраны труда на пищеблоке
13.1. Наличие инструкций по охране труда на всех рабочих местах.
13.2. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа работников по охране труда на рабочем месте.
13.3. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована необходимыми для
оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами, а также противоожоговыми средствами, которые заносятся в опись, находящейся в аптечке. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а таксисе адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения).
13.4. Наличие и исправность стандартных светильников. (Светильники должны быть герметичные, иметь закрытые
плафоны или колпаки).
13.5. Наличие и исправность приточно-вытяжной вентиляции.
13.6. Наличие заземления электроприборов, моечных ванн и исправность отключающих устройств.
13.7. Наличие диэлектрических резиновых ковриков на полу около электроприборов и электрооборудования.
13.8. Наличие маркировки номинального напряжения на всех электророзетках и отключающих устройствах.
13.9. Наличие маркировки разделочных досок и ножей. (Разделочные доски и нолей должны быть промаркированы: СМ-
сырое мясо, ВМ вареное мясо, СР - сырая рыба, ВР - вареная рыба, СО - сырые овощи, ВО - вареные овощи, Х-хлеб).
13.10. Наличие маркировки кухонной посуды.
13.11. Наличие и состояние столовой и чайной посуды. (Столовая посуда должна быть фарфоровой, эмалированной или из
нержавеющей стали. Не рекомендуется применение алюминиевой посуды и запрещается пластмассовая посуда. Чайная посуда не должна иметь13.2. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа работников по охране труда на рабочем месте.
13.3. Наличие и укомплектованность медаптечки. (Медаптечка должна быть укомплектована необходимыми для
оказания первой помощи медикаментами и перевязочными материалами, а также противоожоговыми средствами, которые заносятся в опись, находящейся в аптечке. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения).
13.4. Наличие и исправность стандартных светильников. (Светильники должны быть герметичные, иметь закрытые
плафоны или колпаки).
13.5. Наличие и исправность приточно-вытяжной вентиляции.
13.6. Наличие заземления электроприборов, моечных ванн и исправность отключающих устройств.
13.7. Наличие диэлектрических резиновых ковриков на полу около электроприборов и электрооборудования.
13.8. Наличие маркировки номинального напряжения на всех электророзетках и отключающих устройствах.
13.9. Наличие маркировки разделочных досок и ножей. (Разделочные доски и ножи должны быть промаркированы: СМ-
сырое мясо, ВМ вареное мясо, СР - сырая рыба, ВР - вареная рыба, СО - сырые овощи, ВО - вареные овощи, Х-хлеб).
13.10. Наличие маркировки кухонной посуды.
13.11. Наличие и состояние столовой и чайной посуды. (Столовая посуда должна быть фарфоровой, эмалированной или из
нержавеющей стали. Не рекомендуется применение алюминиевой посуды и запрещается пластмассовая посуда. Чайная посуда не должна иметь трещин и сколов).
13.12. Наличие толкателей для работы с мясорубками.
13.13. Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
(Перед входом в столовую (буфет) должны быть умывальники из расчета один кран на 20 посадочных мест. Столы в обеденном зале должны иметь гигиеническое покрытие, легко моющееся, устойчивое к высокой температуре и дезинфицирующим средствам. Столы ежедневно моются горячей водой с содой и мылом, а после каждой посадки учащихся протираются влажными чистыми тряпками. Для мытья столовой посуды должны быть трехгнездные моечные ванны).
13.14. Своевременность прохождения работниками столовой (буфета) обязательных профилактических медицинских обследований.
13.15. Соблюдение сроков хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов.
13.16. Наличие и состояние спецодежды и спецобуви. (Работники столовой (буфета) должны быть обеспечены
халатами хлопчатобумажными, колпаками, косынками; посудомойки, кроме того, - резиновыми перчатками и резиновыми сапогами).
13.17. Наличие и исправность первичных средств пожаротушения. (Пищеблок должен быть обеспечен огнетушителем).